Кханда

  Кханда – индийский меч, который часто называют палашом за немного изогнутую рукоять, которая встречается у некоторых экземпляров. Кханда представляет собой прямой обоюдоострый меч, общей длинной 90-100 сантиметров, с обоюдоострой или полуторной заточкой. Клинок кханды прямой, немного расширяется к концу, который очень часто скруглён, хотя встречаются мечи с острым треугольным концом, годным для укола. В поперечном сечении клинок линзовидный или ромбический. Гарда меча может отличаться некоторым разнообразием – от корзинчатой, до типично сабельной.  Для всех кханд характерно дисковидное навершие рукоятки и длинный шип, выходящий из навершия. Этот шип – характерный признак классической кханды, но встречается он не всегда. Само слово «кханда» с санскрита переводится, как «меч». Иногда для обозначения разных типов кханд ещё используют названия фиранги и патисса.

 Меч или палаш кханда появляется на территории Индостана. Считается, что первые подобные мечи появляются ещё в 300-540 году н.э. Это мнение основывается на скульптурах времени эпохи Гупта (280-550 г. н.э.), на которых изображены воины с похожими клинками. Похожие изображения встречаются и на барельефах 10 в. н.э. Кханда изначально была оружием пехоты, но использовалась и всадниками. Для знатных воинов – касты кшатриев – кханда стала знаком их касты. Можно сказать, что кханда для кшатриев, а потом и для сикхов и раджпутов, имела такое же значение, как катана для японских самураев. С развитием индийской конницы, в эпоху Великих Моголов (16-19 века), кханда постепенно уступает позиции кривой сабле, но полностью не исчезает, оставшись оружием раджпутов и сикхов. Так, практически без изменений, кханда использовалась до 19 века. Самая старая кханда, сохранивщаяся в музее, датирована примерно 1300 годом. Она принадлежала султану Ала-уд-дину, который был вторым правителем Тюрко-Афганской династии Халджи в Индии с 1296 по 1316 год. Большинство же музеев и частных  коллекций располагает кхандами 17-19 веков. Современное применение кханды ограничивается церемониальной ролью при некоторых обрядах и действах сикхов. Кханда используется как театральное оружие индийского национального театра, при исполнении классической формы танца – Катхакали. Действительно, как оружие, кханда используется в национальном индийском, боевом искусстве каларипайят. Кханда имеет и большой сакральный смысл. На главном символе сикхизма обоюдоострый меч находится в центре: «Его острые грани отделяют Истину от Невежества. Правый край меча символизирует Свободу и Власть, которые находятся под контролем моральных и духовных ценностей. Левый край олицетворяет божественное Правосудие, карающее врагов». Сам символ тоже  называется кханда.

Большинство сохранившихся мечей ковано из узорчатой индийской стали, потом появились клинки из дамасской стали. Не глядя на то, что кханда оружие достаточно тяжёлое, его клинок сравнительно тонок и гибок. Прочность клинка обеспечивалась специальными накладками. Они могли располагаться на плоскостях клинка, доходя до середины длинны. Могли располагаться и на режущих кромках клинка. На одной кромке такая накладка могла достигать 2/3 длинны клинка, на другой – 1/3 длинны клинка. В таком случае меч получал полуторную заточку.  Рукоятки кханд одноручные, но шип, выходящий из навершия, мог использоваться для хвата второй рукой. Рукоятки были и прямые, и изогнутые. Именно такие «почти сабельные» рукояти и позволяют называть кханду не мечом, а палашом. Рукоятки и гарды делались тоже из железа и украшались золотом. На рукоятках и гардах делалась мелкая насечка, в которую золото вбивали. Под гарду часто подкладывали ткань для смягчения. Гарды кханд были трёх типов: 1 – староиндийский – чашевидная защита руки и дискообразное навершие с шипом; 2 – корзинчатый – появляется широкая пальцевая дуга, соеденяющая чашу гарды и навершие, с шипом; 3 – индо-мусульманский – чаша в нем заменена типичной, для арабских сабель, крестовиной, этот тип гарды самый редкий.

Исходя из особенностей конструкции, можно сказать, что кханду использовали преимущественно пешие воины. Техника работы заключалась в нанесении широких рубящих ударов. Острое лезвие позволяло успешно бороться с кольчужно-кожаными доспехами. Усиленный накладками клинок легко парировал удары другого оружия. Появление острого конца, наверное, связано с влиянием западной культуры оружия – арабов и редких европейцев. Существует мнение, что кханда использовалась раджпутами для самоубийства. Видя, что бой ему не выиграть, раджпут поднимал меч двумя руками и наносил сам себе удар по голове, предпочитая смерть пленению. И ещё, часто встречается описание использования кханды в ножнах, как трости – в землю упирался металлический наконечник ножен, а шип рукоятки служил упором для руки.

Автор статьи: Хольгер Виксон

Оставляйте комментарии там куда указывает стрелка ↓, делитесь нашими статьями со своими друзьями, подписывайтесь на наши обновления, а заодно загляните вот сюда → Наши Контакты.

 

Поделитесь с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • МоёМесто.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>